Сустав соединяет между собой несколько костей. Суставы бывают разнообразной формы, главные из них можно сравнить с простыми механическими системами. Например:
Взаимное проникновение поверхностей происходит более или менее плотно. Это называется
. Например:
Получается, что плечевой сустав устроен как полусфера-впадина – это самый подвижный вид сустава (наряду с некоторыми другими, например, тазобедренным). Но в отличие от тазобедренного обладает слабой конгруэнтностью, что делает его самым мобильным из всех суставов человеческого тела.
(частично текст и иллюстрации из книги «Твоё тело» стр. 14, 60, 108-118 и книга Капанджи «Верхняя конечность, физиология суставов» Том 1, стр.30-31)
Плечо – это часть руки от локтя до плечевого сустава. Не разбирающиеся в анатомии люди часто плечом называют плечевой (или лопаточно-плечевой) сустав – сустав прикрепления плечевой кости к лопатке.
Плечевой пояс – это часть скелета, служащая для причленения и опоры верхних конечностей. Плечевой пояс образован лопатками сзади, ключицами спереди, грудиной спереди посередине.
Ключица – это короткая кость цилиндрической формы, расположенная как аркбутан, между грудиной и лопаткой. Если посмотреть сверху, то она напоминает букву S, написанную курсивом.
Лопатка – это плоская треугольная кость с двумя гранями (передней, задней), тремя углами, тремя краями.
Грудина – это плоская кость, расположенная спереди грудной клетки, в которой выделяют три части: рукоятка грудины, тело грудины и мечевидный отросток. Верх рукоятки грудины сочленяется с ключицей.
Чаще всего под «плечом» понимается сустав, соединяющий плечевую кость с лопаткой. Этот сустав называется лопаточно-плечевой, или плечевой.
Но и сама лопатка является как бы поворачивающейся платформой, связанной с грудью ключицей. Отсюда два дополнительных сустава:
Таким образом, плечо состоит из трёх суставов, с которыми связаны важные плоскости скольжения. Эти суставы можно разделить на две области с различными функциями:
Движения могут быть двух типов, т.к. при их совершении две функциональные области могут двигаться по отдельности или вместе.
Классические асаны предлагают очень скромный диапазон асан для рук. Часто в комбинации с вытяжением других частей тела, что отвлекает внимание от проработки рук. С другой стороны, некоторые асаны качественно сделать не возможно, если руки не достаточно проработаны. Часто при работе с позвоночником не хватает гибкости рук или не получается сделать замок за спиной.
Ниже приведены почти все классические асаны йоги, использующие руки:
(Таблица из книги А.Лаппы "Йога - традиция единения", иллюстрации движений и текст из книги А.И.Капанджи "Верхняя конечность, физиология суставов" Том 1, на фотографиях Алексей Киселёв)
Приведённые в этой главе асаны работают с одним направлением подвижности, иногда включая в работу движение плеча относительно грудной клетки.
4.2.1. Продольное сгибание и разгибание (в сагиттальной плоскости) |
Рис.4.2.1.1. Сгибание и разгибание в вертикальной плоскости
|
Сгибания и разгибания (Рис.4.2.1.) выполняются в сагиттальной плоскости (плоскость А на Рис.3.1.1.1.) по отношению к поперечной оси (ось 1, Рис.3.1.1.2.):
- разгибание (Рис.4.2.1.1.А): движение с небольшой амплитудой, равной 45-50°
- сгибание (Рис.4.2.1.1.Б): движение с большей амплитудой до 180°; обратите внимание на то, что положение сгибания под углом 180° можно также считать положением отведения на 180°, сочетанным с осевой ротацией.
Часто ошибочно для обозначения сгибания применяется термин антепульсия (приведение органа кпереди во фронтальной плоскости) и термин ретропульсия (отведение органа кзади во фронтальной плоскости) для обозначения разгибания. Эти понятия применимы для определения движения плечевого пояса в горизонтальной плоскости (рис. 14, 15, 16) и не следует применять эти термины для описания движений верхней конечности в целом. |
| Рис.4.2.1.2. Асаны продольного отведения руки вверх и назад для плеча |
|
Адхо-Мукха-шванасана (Собака мордой вниз): обычная, трёхногая собака, двуногая собака
Описание асаны: При выполнении этого варианта асаны собаки мордой вниз (далее СМВн) акцент больше уделяется вытяжению плечей.
Варианты выполнения (Рис.4.2.1.3):
- а) СМВн можно считать наклоном для начинающих, поскольку в идеальном исполнении угол между бёдрами и корпусом составляет около 90°. У новичков в этой позе могут сильно тянуться ноги, поэтому для них можно уменьшить вытяжение ног путём присгибания коленей и поднимая пятки выше от пола. Тогда удаётся передать акцент вытяжения в руки
- б) Классическое положение в СМВн. При достаточно растянутых ногах выпрямляем колени и пятки опускаем на пол. Спина и руки образуют прямую линию
- в) Лоб тянем к полу
- г) Подбородок тянем к полу
- д) Трёхногая СМВн – рукой берёмся за одноимённую ногу. Больше переносим акцент на одну руку
- е) Трёхногая собака – вход в асану глубже
- ж) Двуногая собака – подключение балансовой составляющей (держим равновесие) - одна рука берётся за одноимённую ногу, вторую ногу поднимаем вверх
|
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж) Рис.4.2.1.3. Собака мордой вниз (варианты)
|
| Рис.4.2.1.4. Асаны продольного отведения руки вниз и назад для плеча |
|
Дыба и дыба одной рукой
Описание асаны: Руки на ширине плеч, ладони параллельны (смотрим по средним пальцам на руках), ноги на ширине бёдер (бедренных суставов). Эту асану можно выполнять уводя плечевые суставы назад и вперёд – вытяжение будет происходить по-разному.
Варианты выполнения (Рис.4.2.1.5):
- а) Не глубокий вариант. Руки на ширине плеч уводим за линию таза до появления вытяжения в плечах
- б) проскальзываем руками дальше
- в) проскальзываем ещё дальше (можно ещё таз подвинуть поближе к ступням)
- следующие два варианта для людей, у которых в этом положении начинают болеть локти:
- г) присгибаем локти и направляем их вверх и назад
- д) вариант с одной рукой за спиной с опорой на локоть – бережет локоть, но вытяжение сильно уменьшается
- в глубоком варианте можно менять положение головы, чтобы вес переносить больше вперёд и назад относительно плечевого пояса:
- е) уводим голову назад и надавливаем ей на плечи
- ж) подаём голову вперёд ещё больше
- з) дыба для одной руки – более интенсивное вытяжение плеча уведённой назад руки. Вторая рука на одноимённом бедре. Упрощённо берёмся рукой за колено и уменьшаем нагрузку, сложнее – отталкиваемся рукой от бедра и дотягиваем ещё больше заднюю руку. Важно следить, чтобы линия плечевых суставов и ключиц оставалась перпендикулярна позвоночнику
|
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
Рис.4.2.1.5. Дыба (варианты)
|
4.2.2. Сгибание и разгибание в горизонтальной плоскости |
Рис.4.2.2.1. Сгибание и разгибание в горизонтальной плоскости
|
Это движение верхней конечности происходит в горизонтальной плоскости (Рис.4.2.2.1. и плоскость С на Рис.3.1.1.1.) по отношению к вертикальной оси, а точнее, к ряду вертикальных осей, поскольку в их реализации участвует как плечевой сустав (ось 4 на Рис.3.1.1.2.), так и лопаточно-грудной «сустав».
- Нейтральное положение (Рис.4.2.2.1.А): верхняя конечность отведена на 90° во фронтальной плоскости
- Сгибание в горизонтальной плоскости (Рис.4.2.2.1.Б), сочетающееся с приведением, имеет амплитуду в 140°
- Разгибание в горизонтальной плоскости (Рис.4.2.2.1.В), сочетающееся с приведением, осуществляется в ограниченном объеме в 30—40°
Общая амплитуда сгибания и разгибания в горизонтальной плоскости немного не доходит до 180°.
Часто ошибочно для обозначения сгибания применяется термин антепульсия (приведение органа кпереди во фронтальной плоскости) и термин ретропульсия (отведение органа кзади во фронтальной плоскости) для обозначения разгибания. Эти понятия применимы для определения движения плечевого пояса в горизонтальной плоскости (рис. 14, 15, 16) и не следует применять эти термины для описания движений верхней конечности в целом. |
| Рис.4.2.2.2. Асаны поперечного отведения плеча наружу и назад |
|
Эка бхуджа свастикасана 1 (варианты)
Описание асаны: Лёжа на животе, уводим левую руку в сторону, ладонь плотно прижимаем к полу. Рука относительно тела под углом 90°-120° (отсчёт угла от положения руки вдоль тела). Чем больше угол в руке, тем сложнее будет асана. Голову держим в воздухе и макушку тянем вперёд, как продолжение линии треугольника. Голову поворачиваем вправо, лицо стараемся развернуть к потолку.Варианты выполнения (Рис.4.2.2.3):
- а) Пока ещё туловище не легло на бок перпендикулярно полу, тело под силой тяжести и под сопротивлением плеча, тянется обратно к полу. Поэтому согнутым правым коленном и правой рукой мы удерживаем тело в рабочем положении (или даже немного отталкиваемся от пола)
- б) Уйдя глубже, мы правое колено можем поднять вверх и отвести дальше назад. Левое колено пока поднять не удаётся. Толкая правое колено назад, мы упрощаем своё нахождение в этой асане
- в) удалось оба колена поднять вверх
- г) когда верхнее плечо ушло назад больше, верхнюю руку уводим за спину и разворачиваем локтем вниз. Тогда рука будет под силой тяжести разгибаться в локте и рычагом тянуть верхнюю часть тела дальше назад
- д) вариант глубже: берёмся верхней рукой за пальцы нижней со стороны указательного пальца (при этом нижняя рука смотрит ладонью от тела)
- е) вариант глубже: вернее плечо разворачиваем ещё больше наружу и тянем верхний локоть к нижней руке. При этом правое колено тянем вправо к полу (можно немного поднапрячь мышцы корпуса, чтобы рычаг от отведения правого колена пошёл не во вращение позвоночника, а в дораскрытие плеча). Аккуратно – это уже глубокий вариант выполнения!!!
- ж) чтобы дотянуть правое колено до пола, давим на него ступнёй левой ноги
- з) увеличиваем рычаг отведением левой ноги вправо к полу
- е) усиливаем рычаг отведением правой ноги вправо и к полу
- и) этот вариант больше раскрывает тазобедренный, но менее сильный для руки
- к) с лотосом
- л) с гарудой для ног (правая нога сверху)
|
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
е)
и)
к)
л)
Рис.4.2.2.3. Эка бхуджа свастикасана 1 (варианты)
|
| Рис.4.2.2.4. Асаны поперечного отведения плеча внутрь и назад |
|
Эка бхуджа свастикасана 2 (варианты)
Описание асаны: Согласно картинке, левая рука под 90° к телу уходит вправо. Обе руки в мушти мудрах (большой палец зажат в кулак). Ладонь левого кулака направлена в пол, а правого (если рука вдоль тела) вверх.
Варианты выполнения (Рис.4.2.2.5):
- а) пока ещё не удаётся лечь на живот, правой рукой регулируем расстояние между правым плечом и полом. Чем ближе к полу опустится правое плечо, тем больше будет вытяжение
- б) вытянули правую руку вдоль тела и тянем оба плеча к полу
- в) усиливаем вытяжение в асане, отталкиваясь левой ногой от пола
- г) как в варианте (в), но ногу левую выпрямляем и добавляем вытяжение в левом тазобедренном суставе – это уже комбинированная асана, работающая с несколькими суставами
- д) руки сводим в замке за спиной. Оба плеча тянем к полу. Чем плотнее замок, тем больше вытяжение
|
а)
б)
в)
г)
д)
Рис.4.2.2.5. Эка бхуджа свастикасана 2 (варианты)
|
4.2.3. Вращение плеча |
Рис.4.2.3.1. Ротация верхней конечности в плечевом суставе
|
Ротация верхней конечности по отношению к продольной оси (ось 3, рис. 2) может происходить при любом положении плечевого сустава. Произвольная ротация возможна в суставах с тремя осями и тремя степенями свободы. Эту ротацию обычно отсчитывают от нейтрального положения, при котором рука свободно свисает вдоль туловища (Рис.4.2.3.1., вид сверху).
- Нейтральное положение (Рис.4.2.3.1.А), т.е. положение нулевой ротации. Для измерения амплитуды ротационных движений обязательно согните руку в локтевом суставе на 90°, чтобы предплечье лежало в сагиттальной плоскости. В противном случае ротационные движения верхней конечности будут сочетаться с пронацией или супинацией предплечья.
Это исходное положение, в котором предплечье находится в сагиттальной плоскости, является для наших целей специально заданным. На практике же наиболее часто используемым исходным положением, поскольку оно обеспечивает равновесие мышц ротаторов, является внутренняя ротация на 30° по отношению к истинному нейтральному положению (в этом случае кисть находится спереди от туловища). Таким образом, его можно назвать физиологическим нейтральным положением.
- Наружная ротация (Рис.4.2.3.1.Б): амплитуда этого движения до 80°, никогда не доходит до 90°. Полная амплитуда в 80° редко используется, если конечность свободно свисает вдоль туловища. Наиболее часто встречающееся положение наружной ротации и особенно важное в функциональном плане находится между физиологическим нейтральным положением (внутренняя ротация 30°) и классическим нейтральным положением (ротация 0).
- Внутренняя ротация (Рис.4.2.3.1.В): амплитуда этого движения составляет 100-110°. Полная амплитуда достижима лишь в том случае, когда предплечье заводят за спину и плечевой сустав слегка разгибают. Это движение должно быть свободным, чтобы обеспечить уход за анальным отверстием. Первые 90° внутренней ротации должны сочетаться со сгибанием в плечевом суставе, так как кисть остается спереди от туловища.
|
| Рис.4.2.3.2. Асаны вращения плеча внутрь |
|
Эко бхужда капотасана лёжа (Голубь для одной руки лёжа) 1
Описание асаны: Согласно картинке, лёжа на животе левую руку под 90° к телу уводим вправо. Затем поворачиваемся на левый бок. Сгибаем левую руку в локте под углом 90°. Локоть остаётся на линии плечевого сустава. Предплечье параллельно линии тела. Левая ладонь смотрит в пол. Правой рукой прижимаем левое запястье к полу. Стараемся лечь на живот, оставляя левую ладонь и плечо прижатыми к полу.
Варианты выполнения (Рис.4.2.3.3):
- а) промежуточное положение для входа в асану
- б) прижимаем левое запястье правой рукой к полу
- в) начинаем приближать правое плечо к левому локтю, стараемся лечь на живот. Одновременно правой рукой и правым коленом регулируем нагрузку на левое плечо
- г) выпрямляем ноги и стараемся таз прижать к полу – асана становится намного интенсивнее
- д) когда уходите глубоко в асану, становится неудобно фиксировать правое запястье ладонью, поэтому прижимаем запястье локтем, а правой ладонью не даём оторваться левому плечу от пола
|
а)
б)
в)
г)
д)
Рис.4.2.3.3. Голубь для одной руки лёжа 1 (варианты)
|
Эко бхужда капотасана сидя (Голубь для одной руки сидя) 1
Описание асаны: Садимся. Правую руку уводим изнутри под колено, правой рукой берёмся за правую ступню снаружи. Отрываем правую ступню от пола, сгибаем правый локоть под 90° и кладём его на левое колено. Тянем правой ногой руку вниз и вперёд (по диагонали от тела). Следим, чтобы правое предплечье в запястье не выгибалось (кисть продолжение линии предплечья).
Варианты выполнения (Рис.4.2.3.4):
- а) Левая рука за спиной для равновесия
- б) левой рукой берёмся за левую ступню и приближаем левое плечо к левому колену
- в) левую руку снаружи уводим под левое колено, берёмся за правое предплечье и увеличиваем силу притягивания правой руки к полу
|
Рис.4.2.3.4. Голубь для одной руки сидя 1
|
| Рис.4.2.3.5. Асаны вращения плеча наружу |
|
Эко бхужда капотасана лёжа и дви бхуджа капотасана (Голубь для одной руки лёжа) 2
Описание асаны: Ложимся на живот. Подбородком упираемся в пол (это важно, хоть и не удобно!) Сгибаем правую руку в локте под 90°. Локоть прижимаем к телу и к полу. Правая ладонь смотрит в пол. Правое колено сгибаем и кладём на правое предплечье. Левая рука расположена на уровне плечевого сустава пальцами от тела. Угол в левой руке должен быть удобным для отталкивания от пола и поднятия правого плеча выше.
Варианты выполнения (Рис.4.2.3.6):
- а) отталкиваемся правой рукой от пола – асана может ещё не работать в этом положении
- б) начинаем сознательно прижимать правое плечо к полу. Линия плечевых суставов перекашивается как качели, а подбородок как центр этих весов
- в) вариант глубже: под правую ладонь положить кирпич
- г) и д) голубь для двух рук – оба колена на предплечьях
|
а)
б)
в)
г)
д)
Рис.4.2.3.6. Голубь для одной руки лёжа 2 (варианты)
|
Эко бхужда капотасана сидя (Голубь для одной руки сидя) 2, она же Артёмасана
Описание асаны: Садимся. Правую руку уводим изнутри под колено, правой рукой берёмся за правую ступню снаружи. Отрываем правую ступню от пола, сгибаем правый локоть под 90° и кладём его на левое колено. Тянем правой ногой руку вниз и вперёд (по диагонали от тела). Следим, чтобы правое предплечье в запястье не выгибалось (кисть продолжение линии предплечья).
Варианты выполнения (Рис.4.2.3.7):
- а) Левая рука за спиной для равновесия
- б) левой рукой берёмся за левую ступню и приближаем левое плечо к левому колену
- в) левую руку снаружи уводим под левое колено, берёмся за правое предплечье и увеличиваем силу притягивания правой руки к полу
|
а)
б)
в)
Рис.4.2.3.7. Голубь для одной руки сидя 2 (варианты)
|
4.3. Классические асаны используемые в Универсальной Йоге
Описанные ниже асаны используют несколько направлений подвижности.
|
4.3.1. Ротация в плечевом суставе |
Рис.4.3.1.1. Ротация верхней конечности в плечевом суставе
|
Движения плечевого пояса в горизонтальной плоскости. Эти движения требуют также движений лопатки по отношению к грудной клетке (Рис.4.3.2.1.).
На схеме представлены:
- нейтральное положение (Рис.4.3.2.1.A)
- движение плечевого пояса кзади (Рис.4.3.2.1.Б)
- движение плечевого пояса кпереди (Рис.4.3.2.1.В)
Заметьте, что амплитуда движения кпереди больше, чем кзади. |
4.3.2. Приведение и отведение |
Рис.4.3.2.1. Приведение
|
Приведение (Рис.4.3.2.1.) во фронтальной плоскости из нейтрального положения (т.е. полного приведения) механически невозможно, так как этому препятствует туловище.
Из нейтрального положения приведение возможно лишь в сочетании:
- с разгибанием (Рис.4.3.2.1.A), при этом приведение крайне незначительно
- со сгибанием (Рис.4.3.2.1.B), при этом приведение может достигать 30-45°
Из положения отведения на любую величину возможно приведение (его также называют «относительным приведением») во фронтальной плоскости до достижения нейтрального положения. |
Рис.4.3.2.2. Отведение
|
Отведение (Рис.4.3.2.2.), движение верхней конечности по направлению от туловища, происходит во фронтальной плоскости (плоскость (В) на Рис.3.1.1.1.) вокруг переднезадней оси (ось 2, Рис.3.1.1.2.).
При отведении в полном объеме до 180° верхняя конечность принимает вертикальное положение по отношению к корпусу (Рис.4.3.2.2.Г).Здесь заслуживают внимания два момента:
- За пределами 90° движение отведения вновь приближает верхнюю конечность к сагиттальной плоскости тела и становится, строго говоря, приведением
- Полное отведение на 180° может быть также достигнуто посредством сгибания на 180°
Что касается мышц и соответствующих движений в суставе, то отведение, начинаясь из нейтрального положения (Рис.4.3.2.2.А), проходит через три фазы:
- отведение от 0 до 60° (Рис.4.3.2.2.Б), происходящее только в плечевом суставе
- отведение от 60 до 120° (Рис.4.3.2.2.В), требующее подключения лопаточно-грудного «сустава»
- отведение от 120 до 180° (Рис.4.3.2.2.Г), требующее участия плечевого сустава, лопаточно-грудного «сустава» и наклона туловища в противоположную сторону.
Обратите внимание на то, что чистое отведение, реализуемое исключительно во фронтальной плоскости, параллельной плоскости опоры спины, встречается редко. В противовес этому отведение в сочетании со сгибанием, т.е. поднимание конечности в плоскости лопатки под углом 30° кпереди от фронтальной плоскости, выполняется очень часто, например, чтобы поднести кисть ко рту или положить ее на заднюю поверхность шеи.
|
4.3.3. Асаны |
Гарудасана для рук
Описание асаны: Положение ног любое. Опишем положение с правой рукой сверху. Перекрещиваем плечи, предплечья, ладони сомкнуты вместе.
Варианты выполнения (Рис.4.3.3.1.):
- а) и б) гаруда рук, правая сверху, нейтральное положение
- в) вариация с ладонями вперёд
- г) руки уводим вправо (плечевые суставы остаются на месте)
- д) руки уводим влево. Вариант сложнее, если сравнивать с (г), т.к. в сторону верхней руки амплитуда движения больше
- е) подаём руки вперёд
После того, как сделали на одну сторону, поменять верхнюю руку
|
а)
б)
в)
г)
д)
е)
Рис.4.3.3.1. Гарудасана для рук
|
Прорабатывает направления подвижности -
- приведение со сгибанием (Рис.4.3.2.1.Б) и движение лопатки в направлении от позвоночника (Рис.3.1.2.1.В)
- при повороте гарудасаны для рук в сторону добавляется вращение одноимённой повороту руки наружу (Рис.4.2.3.1.А), а противоположной повороту внутрь (Рис.4.2.3.1.Б)
|
Гомукхасана для рук
Описание асаны: Положение ног для нас сейчас не важно. Правую руку уводим вверх, сгибаем и уводим за спину, левую руку опускаем вниз и за спину.
Варианты выполнения (Рис.4.3.3.2.):
- а) Если руки не удаётся собрать в замок, верхней рукой опускаем ремень и берём его нижней
- б) вариант с неглубоким пальцевым замком
- в) если гибкости рук хватает, то одной рукой берёмся за запястье второй
- г) отводим руки дальше от спины
- д) выполняем наклон специально с сутулой спиной – таким образом вытяжение рук усилится
|
а)
б)
в)
г)
д)
Рис.4.3.3.2. Гомукхасана для рук
|
Прорабатывает направления подвижности - разная работа для верхней и нижней рук:
- верхняя – отведение (Рис.4.3.2.2.Г) с вращением наружу (Рис.4.2.3.1.А) (это то же самое, что продольное сгибание (Рис.4.2.1.1.Б)
- нижняя – приведение со сгибанием (Рис.4.3.2.1.Б)
|
Пасчима намаскарасана (Намасте за спиной)
Описание асаны: Ладони вместе за спиной. Стараемся их поднять до уровня между лопатками. А локти отвести как можно дальше назад.
Варианты выполнения (Рис.4.3.3.3.):
- а) ладони вместе за спиной
- б) в наклоне с округлой спиной увеличивается вытяжение рук. С другой стороны, уводя локти дальше назад за спину, грудная клетка раскрывается
- в) наклон глубже и локти выше
|
а)
б)
в)
Рис.4.3.3.3. Намасте за спиной
|
Прорабатывает направления подвижности
Намасте за спиной – симметричная для двух рук, но работает с несколькими направлениями подвижности:
- отведение. Чем меньше угол становится в локтях и локти сближаются (это происходит когда получается углублять асану и ладони увести за спиной выше – к области между лопатками) тем меньше будет отведение
- продольное разгибание – чем дальше локти уходят за спину – тем глубже разгибание
- в помощь продольному разгибанию плечевые суставы идут назад (лопатки сближаются)
Кроме работы с плечами асана активно воздействует на запястья, особенно если ладони сводить вместе.
|
Замок рук за спиной (выполняют его вариации в сочетании с наклоном)
Описание асаны (Рис.4.3.3.4.): Любое положение ног. Руки уводим за спину и собираем в замок. Есть варианты с вывернутым пальцевым замком.
|
Рис.4.3.3.4. Замок рук за спиной
|
Прорабатывает направления подвижности
Замок рук за спиной – это приведение с разгибанием (Рис.4.3.2.1.A).
- различные замки и вывороты замка воздействуют, в первую очередь, на суставы предплечья, локтя и запястья
- к разгибанию может подключиться движение лопаток к позвоночнику
|
Автор постарался разобраться с работой в плечевом суставе методами йоги и показать насколько можно обогатить практику используя асаны для рук, предлагаемые Универсальной Йогой.
Автор не гарантирует 100%-ую истинность написанного в этой статье. Возможны искажения из-за не слишком пока точного понимания работы в асанах. Ведь известно, что более глубокое понимание приходит с длительной практитой и опытом.